На следующий день Гагарин расскажет в своем докладе:
« Затем было произведено закрытие люка № 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович (прим. – Королев) говорит: “Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально”».
По воспоминаниям инженера-конструктора Олега Ивановского, до люка Гагарина провожали он и ведущий конструктор скафандров Федор Востоков. Инженеры помогли космонавту лечь в кресло; устроившись, Гагарин начал проверку радиосвязи. Команда попрощалась с ним и накинула крышку люка на болты замков. Завинтили гайки. В этот момент на связь вышел Королев:
– Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов? – Нет, Сергей Павлович, все нормально, – ответил Ивановский. – Вот в том-то и дело, что ненормально! Нет КП-3!
Ивановский похолодел. КП-3 – это контакт-датчик, который сигнализирует о прижиме крышки к шпангоуту люка. Крышка была установлена правильно, но контакт почему-то не замкнулся.
– Крышка, Сергей Павлович, установлена правильно. – Что можете сделать для проверки контакта? Успеете снять и снова установить крышку?
Ивановский посмотрел на монтажников Морозова и Селезнева. Без слов коллеги поняли друг друга:
– Успеем, Сергей Павлович. Только передайте Юрию, что откроем люк.
Источник: Роскосмос
Этот эпизод с песней уже стал легендарным: механики отвинчивают 30 гаек с замков, снимают крышку. Ивановский заметил, что Гагарин, приподняв левую руку, внимательно смотрит на него в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: «Родина слышит, Родина знает».
Гайки отвинчены. Команда проверила кронштейн, на котором стоял КП-3: все было на месте. Крышка снова на замках, снова очередь гаек.
«Есть герметичность!».
Проблему удалось устранить, и подготовка к запуску продолжилась.
Всего таких инцидентов было около десятка . Следующая неполадка произошла при выводе ракеты на орбиту – не сработала система радиоуправления, которая должна была отключить двигатели второй ступени. Вторая и третья ступени отделились позже, чем планировалось, и высшая точка орбиты оказалась почти на 100 км больше расчетной.
Нештатные ситуации для первых полетов нормальны: это позволяет накопить достаточный опыт и в будущем предотвращать сбои. С учетом этого первый полет человека в космос можно считать миссией, которая прошла очень успешно.