Дроны-камикадзе: как устроены барражирующие боеприпасы
Тэги:
Приветливый англичанин радостно демонстрировал схемы работы комплекса, показывал макет и рассказывал про это оружие. На картинках все действительно выглядело замечательно: Fire Shadow размером с человека выстреливался из установки, напоминающей систему реактивного залпового огня. Через некоторое время отделялся стартовый реактивный двигатель, выдвигались крылья, и боеприпас превращался в небольшую крылатую ракету с винтовым двигателем в хвосте, которая на скорости 150–300 км/ч летела в сторону неприятеля, преодолевая расстояние около 100 км. После прибытия в район патрулирования боеприпас начинал барражирующий полет на высоте до 4,5 км, высматривая цель и передавая информацию в командный пункт. Висеть он мог до шести часов и в случае обнаружения цели и получения команды на уничтожение пикировал на противника с 200 кг взрывчатки на борту.
В общем, как убедительно говорили англичане, это оружие ближайшего будущего. Еще несколько лет о барражирующих боеприпасах было довольно много сведений, но потом поток информации практически иссяк. А когда мы решили поинтересоваться у Министерства обороны, что можно написать об их разработке, нас попросили держаться подальше от этой темы. Значит, решили мы, самое время делать материал.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Они были первыми
Главное преимущество барражирующих боеприпасов – быстрое реагирование для атаки скрытых целей, появляющихся на короткое время, без развертывания дорогостоящих высокоточных комплексов вблизи позиций противника. Дополнительный плюс – более избирательное целеуказание, а также возможность быстрой отмены атаки. Этот вид вооружения призван заполнить нишу между крылатыми ракетами и ударными беспилотниками, стоимость которых не опускается ниже миллиона долларов. Цена барражирующих боеприпасов является критически важным параметром: они должны быть в первую очередь дешевыми.
Родоначальниками этого вида боеприпасов стали компактные системы, предназначенные для вывода из строя систем ПВО противника. Типичный пример подобной системы – израильский самонаводящийся самолет-снаряд Harpy, разработанный компанией IAI в далеком 1989 году. По сути, это была классическая противорадиолокационная ракета с 15-килограммовой боевой частью и пассивной головкой самонаведения на источник электромагнитного излучения, способная около шести часов висеть в предполагаемом районе дислокации системы ПВО и мгновенно атаковать при включении радаров. В начале 2000-х появилась идея расширить диапазон поражаемых целей. Первые изделия представляли собой либо ракету с крыльями и винтовым маршевым двигателем – например, упоминавшаяся выше британская разработка Fire Shadow, либо небольшой классический беспилотник с интегрированной боевой частью, как наиболее известный израильский барражирующий боеприпас Harop. Последний является более продвинутым вариантом Harpy – с измененным планером и продвинутой оптико-электронной головкой самонаведения. Героем Harop стал в апреле 2016 года, когда парой таких боеприпасов азербайджанские военные уничтожили автобус с новобранцами у штаба армии Нагорно-Карабахской Республики, а видеозапись одной из атак набрала около 140 000 просмотров в сети.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Fire Shadow, несмотря на приличное финансирование (около 207 млн фунтов) со стороны правительства Великобритании, не может похвастаться реальным применением. Вдобавок ему не удалось продемонстрировать явного преимущества перед ударными беспилотниками: Fire Shadow никак нельзя назвать дешевой альтернативой.
Тем не менее география использования барражирующих боеприпасов постепенно расширяется: по некоторым данным, они входят в арсенал как минимум 14 стран. В основном это разного вида модифицированные беспилотники, повторяющие все тот же Harop. Например, Азербайджан выпускает по израильской лицензии барражирующий боеприпас «Орбитер-1K» («Зарба»), переделанный из БПЛА Orbiter 2. А боеприпасы Warmate польской компании WB Electronics, по некоторым данным, в небольшом количестве появились на вооружении украинской армии в Донбассе. Однако все это вчерашний день.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прогнозы и разработки
Нам удалось на условиях анонимности поговорить с некоторыми разработчиками барражирующих боеприпасов, и они поделились взглядами на перспективные пути развития этого вида вооружения. За прошедшие два десятилетия значительно уменьшились габариты и снизились цены на главные компоненты: оптические и тепловизионные сенсоры, аккумуляторы, полетные контроллеры и даже боевые части. Это позволило делать более дешевые и эффективные боеприпасы. В ближайшее время ожидаются еще более емкие и легкие серно-литиевые аккумуляторы. Электромоторы полностью вытеснят двигатели внутреннего сгорания, так как главный параметр, над улучшением которого работают конструкторы, – незаметность, в том числе и акустическая, и тут электромоторы вне конкуренции. К тому же электромоторы легче, компактнее и дешевле.
В области аэродинамики прогнозируется отход от широко распространенных самолетных схем в пользу X-образного оперения. Именно эту аэродинамическую конструкцию использует израильская компания UVision в своей линейке барражирующих боеприпасов Hero. У самолетной схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета.
UVision считается восходящей звездой в области барражирующих боеприпасов, и многие разработчики ориентируются как раз на израильтян. Компания сегодня предлагает самую большую линейку новейших двухрежимных (разведывательных и боевых) систем для армии, авиации и флота как ближнего, так и дальнего радиуса действия.
Самая маленькая трехкилограммовая переносная электрическая система Hero-30 может барражировать всего полчаса и несет полукилограммовую боевую часть. Самая последняя разработка – 40-килограммовый полностью электрический Hero-400EC, который пришел на смену бензиновому Hero-400. Новый боеприпас имеет максимальный радиус действия 150 км, способен держаться в воздухе не менее двух часов, а 10-килограммовая боевая часть позволяет поражать самые разнообразные цели.
К недостаткам аэродинамической схемы Hero специалисты относят вынесение органов управления (элеронов) на основные крылья, что усложняет конструкцию. Уже сейчас есть более интересные схемы с управляемыми стабилизаторами.
Израильтяне демонстрируют и наиболее правильную экономическую модель – выпуск барражирующих боеприпасов максимально большой серией, что неизбежно приводит к стремительному снижению стоимости производства. И конечно, новые боеприпасы нужно активно экспортировать. Современная электронная начинка подобной техники полностью исключает применение этого высокоточного оружия по своей территории: в блоке управления достаточно прописать запретные для полета области, как сегодня поступают, например, с коммерческими беспилотниками. Остается надеяться, что в нашем следующем материале про этот новый тип вооружения мы сможем поведать и о российских разработках. И поверьте, там есть о чем рассказать.
Будем ли мы в ближайшие десять лет летать на сверхзвуковых или гиперзвуковых самолетах? И как в это время изменится авиация?
«В ближайшие 10 лет – не будем. Около 30 лет назад в авиации рассматривалась такая развилка: комфортные дозвуковые самолеты с большой дальностью полета или сверхзвуковые бизнес-джеты. Компания «Сухой» в то время прорабатывала с Gulfstream Aerospace Corporation различные варианты создания сверхзвукового самолета бизнес-класса. Победила концепция меньших рисков. Сегодня появление сверхзвуковой машины зависит от успешного решения целого ряда вопросов: создания двигателя для полетов на крейсерском сверхзвуке, решения проблемы звукового удара, внедрения синтетического зрения и расчета экономической эффективности проекта.
В мире установилась монополия Airbus и Boeing. Стимулов для внедрения инноваций стало меньше: зачем рисковать? Есть одна аэродинамическая схема – низкоплан с двумя подкрыльевыми двигателями, и она будет доминировать ближайшее десятилетие.
Функционал бортового оборудования меняется значительно быстрее. Самолеты, по сути, встроены во всемирную информационную систему и могут «смотреть» на мир «глазами» других самолетов. Благодаря искусственному интеллекту на борту скоро останется один пилот, контролирующий технику. Растет использование электричества в авиации. Концепция так называемого более электрического самолета станет важным фактором развития авиации».