Электротакси — будущее крупных городов в России и в мире
Электротранспорт для современных городов
Еще недавно электромобили считались роскошью и дорогостоящими игрушками, но времена меняются, и электрокар начинает составлять конкуренцию традиционным автомобилям. А к 2040 году, по прогнозу Credit Suisse, ездить на электродвигателях будут треть всех производимых и четверть всех эксплуатируемых транспортных средств. Чтобы достичь этой цели, сегодня во многих странах уже принимаются законы и меры поддержки, направленные на стимуляцию роста количества электромобилей, а некоторые государства и муниципалитеты напрямую поддерживают перевод на электротягу целых служб такси и таксопарков.
Сам по себе переход на электромобили продиктован широко известными фактами. Во-первых, городские власти стремятся к снижению выбросов CO2, которые за последние 40 лет в мировом масштабе увеличились более чем вдвое и стали реальной угрозой экологии. В этом отношении транспорт играет важную роль, потому что обеспечивает порядка 14% мировых выбросов CO2, а в крупных городах может обеспечивать до 90% загрязнения воздуха. Во-вторых, постоянный рост цены дизельного топлива, бензина и газа и ограниченный запас углеводородов заставляют ускорить переход на альтернативные виды транспорта.
Государственная поддержка
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Впрочем, без дополнительной поддержки электромобилям было бы достаточно сложно перейти к активной фазе роста. Ведь для комфортной эксплуатации «зеленого» транспорта необходимо, как минимум, обеспечить наличие достаточного количества зарядных станций. Нужно, чтобы водители могли передвигаться по городу с уверенностью, не опасаясь остаться без подзарядки.
Кстати, с этой точки зрения Россия ставит перед собой достаточно амбициозные цели. Согласно новой программе поддержки развития электромобилей, в России предусмотрено создание инфраструктуры, обнуление транспортного налога и гарантия бесплатной парковки — для начала в пилотных регионах. Так или иначе, власти хотят достичь 15% присутствия электромобилей на рынке, тогда как по итогам 2023 года в нашей стране этот показатель составлял всего 0,1%.
В числе других позитивных сигналов для рынка — презентация первого электромобиля российского производства, а также планы поддержки российских производителей емких аккумуляторов и электродвигателей. Наличие российских запчастей поможет снизить стоимость обслуживания электромобилей, а также предложить варианты локализации производства экологичного транспорта зарубежных производителей в России.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Электромобили в роли такси
Работа в такси — один из наиболее активных способов эксплуатации автомобиля. Поэтому электромобили вызывают большой интерес как транспортные средства для пассажирских перевозок, которые помогут снизить уровень загрязнения в мегаполисах. По данным недавнего исследования Union of Concerned Scientists of USA, переход на электрокары поможет снизить выбросы CO2 до 53%. По другим оценкам, замена традиционных автомобилей электрическими позволит сервисам такси уменьшить свой карбоновый след даже втрое.
Впрочем, при наличии соответствующей инфраструктуры, развития крупносерийного производства электромобилей и появления доступных запчастей, их использование в условиях мегаполиса в качестве такси оказывается экономически оправданной. При длительной и активной эксплуатации электрокары становятся выгоднее, чем традиционные автомобили с двигателями ДВС. Именно поэтому в Китае DiDi делает ставку на развитие инфраструктуры для электрокаров и вместе с партнерами создает на востоке одну из крупнейших сетей подзарядки, которая охватывает 100 ключевых городов и более 70 000 станций. И это лишь часть планомерной работы по переходу на электромобили: осенью 2023 года DiDi и BYD представили первый автомобиль на электротяге, созданный специально для агрегаторов такси и каршеринга. Модель D1 выпускается с кузовом хэтчбек и была сконструирована специально для городских условий.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако стоит отметить, что ключевое влияние на популяризацию электротакси оказывают не только лидирующие агрегаторы, но и органы власти: в разных городах и странах регуляторы стимулируют операторов быстрее переходить на электрокары. В Шэньчжэне, например, власти ввели требование к сервисам полностью перевести парк такси на электромобили к концу 2023 года. Как альтернатива — запрет на работу. С 2023 года в Гуанчжоу, Шэньчжоу, Ухани и других городах Китая новых водителей подключают к сервисам такси исключительно на электрокарах. Поскольку автомобиль не может быть старше 8 лет, к 2028 году в этих городах парки такси станут полностью электрическими. В Нью-Йорке такую же политику ввели с июля 2019-го, а в Лондоне лицензию на такси с 2023 года могут получить только владельцы автомобилей с нулевым значением выбросов.
Процесс перехода на электротакси в Китае начался раньше, поэтому на сегодняшний день количество электрокаров реально работающих в такси невелико даже в самых продвинутых европейских и американских городах. Согласно недавнему отчету ICCT, по итогам 2023 года в Лондоне доля частных автомобилей, подключенных к сервисам такси, составила около 3%, в Париже — до 10%, в Калифорнии — около 1,5%. В Москве первые попытки использовать электромобили начались еще в 2015 году, но до настоящего времени все подобные проекты остаются скорее экспериментальными, и доля электромобилей теряется где-то на уровне десятых долей процента.
Основная причина такого положения дел — недостаточное развитие инфраструктуры. Например, в Москве на конец 2023 года насчитывалось лишь около 100 станций. Однако уже к 2023 году Департамент Транспорта столицы планирует радикально изменить ситуацию, и оснастить город 600 «заправками» для электромобилей во всех районах Москвы. Поэтому по некоторым прогнозам совокупные продажи электромобилей в России ждет рост со среднегодовым до 30% по стране, и до 60% — в Москве.
Низкий старт и неизбежный рост
Безусловно, на сегодняшний день электромобили стоят дороже традиционных автомобилей, часто простаивают из-за долгой зарядки и могут доставлять неудобства из-за пока еще слабо развитой инфраструктуры зарядных станций. Но все это может измениться буквально в ближайшие 5-7 лет по мере снижения стоимости электрокаров и запчастей к ним. И если Минпромторг РФ реализует свои планы по поддержке производителей и поставщиков электрокаров, а в городах будут созданы сети станций подзарядки достаточной плотности, рост продаж электромобилей в РФ может стать впечатляющим. Эту мысль подтверждают аналитики PWC, которые утверждают, что темпы роста рынка электромобилей в России будут зависеть от объемов господдержки и развития сопутствующей инфраструктуры.
Что касается работы в такси, для этих целей владельцы транспорта всегда будут выбирать те автомобили, которые позволят им зарабатывать больше и тратить меньше. Если электрокары станут доступнее для покупки, выгоднее в эксплуатации и получат льготы на оплату парковки, количество таких машин, выполняющих роль такси, станет намного больше. Кстати, как раз в 2023 году аналитики Mordor Research проанализировали десятки факторов, влияющих на электрификацию такси, и пришли к выводу что рост рынка «EV Taxi» на глобальном уровне составит в среднем 12% в год вплоть до 2025. Таким образом, в ближайшем будущем мы будем наблюдать постепенную электрификацию служб такси во всем мире.
При этом более высокие темпы мы увидим в тех городах и странах, которые создадут более комфортные условия для эксплуатации электрокаров. Например, правительства ряда европейских стран, а также некоторых штатов США и ведущих азиатских государств обсуждают меры поддержки сервисов такси, разрабатывая дополнительные налоговые вычеты и субсидии на приобретение электрокаров. В случае, если подобные решения будут приняты в России, мы увидим кратное увеличение количества «таксующих» электрокаров. И, безусловно, в числе первых по количеству электротакси окажутся уже записанные в список «пилотных регионов» города — Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Севастополь и Калининград.
Автор: Даниил Петин, операционный директор DiDi в России