Одна из важнейших составляющих современных космодромов – это монтажно-испытательный корпус, место, где собирают и готовят к старту ракеты. Причина создания монтажно-испытательных корпусов очень проста – ракеты слишком велики. Размер ракеты не позволяет привезти ее на одной железнодорожной платформе или доставить морским способом. Кроме того, после такого долгого пути ракета-носитель все равно потребует времени и сил на проверку сложной техники, ее тестирование и подготовку к старту.
Сердце космодрома Именно поэтому монтажно-испытательный корпус Байконура был построен в максимально сжатые сроки. Строительство космодрома стартовало в 1955 году, и, несмотря на тяжелейшие условия, большая часть работ по сооружению первой стартовой позиции была выполнена за 1 год и 4 месяца. Уже в декабре 1956 года стартовый комплекс был готов к проведению испытаний. А почти сразу за ним был сдан первый монтажно-испытательный корпус (МИК) на площадке №2.
По сути, монтажно-испытательный корпус – это большой цех, в котором есть все условия для сборки ракеты-носителя и установки на нее полезной нагрузки. Ракета приходит на космодром по частям, так называемыми пакетами для сборки. Именно в МИК эти части превращаются в готовое изделие.
Для этого там соблюдается максимальная чистота и существуют чистые комнаты – помещения, в которых концентрация взвешенных в воздухе (аэрозольных) частиц очень мала. Чтобы поддерживать определенный микроклимат, используют многоступенчатое фильтрование поступающего воздуха и специальную систему вентиляции, которая препятствует образованию дополнительной пыли. Дело в том, что пыль может повредить электронику при сборке или даже привести к замыканию.
В советской, а затем и российской традиции ракету собирают в горизонтальном положении: так удобнее для последующей транспортировки на стартовую площадку. А, например, на космодроме Куру те же самые ракеты «Союз» для запусков Европейской космической ассоциации (ESA) собирают в вертикальном положении. Считается, что этот способ пусть и сложнее, но меньше нагружает ракету-носитель. Перед сборкой ракета и космический аппарат проходят разнообразное тестирование. Изделия проверяют на работоспособность после перевозки, каждый блок тестируется автономно.
Сборочные вопросы Сборка первой ступени отличается от других процессов. Дело в том, что она выполняется в специальном стапеле «револьверного» типа, что существенно снижает трудозатраты и повышает ее надежность. Топливные баки перед сборкой ракеты наддуваются и остаются под дополнительным давлением на всех этапах подготовки к пуску. Таким образом повышают жесткость конструкции собранного изделия в земных условиях, когда действующие на ракету нагрузки сильно отличаются от полетных. Этот подход позволяет значительно снизить массу несущих элементов корпуса и повысить массовую эффективность ракеты-носителя. На самом деле ракета только кажется монолитной. По сути, это тонкие оболочки баков для горючего и окислителя, прочная и легкая оболочка, сделанная из алюминиевых сплавов. Когда незаправленную ракету перемещают на стартовую позицию, можно услышать гул и поскрипывание конструкции. Специалисты говорят об этом звуке: «Ракета поет».
Полностью собранное изделие подвергают комплексным испытаниям, после чего дается заключение о его готовности к стыковке с космической головной частью. Это полезная нагрузка – космический корабль или спутник вместе с разгонным блоком. То есть та часть, которая будет работать непосредственно в космосе.
Полностью собранную космическую головную часть перегружают на железнодорожный транспортер и везут на заправочную станцию, где заправляют высококипящими компонентами топлива. Дело в том, что космические корабли «Союз» и «Прогресс», да и многие другие космические аппараты для маневрирования в космосе используют двигатели, работающие на несимметричном диметилгидразине (гептиле). Это очень токсичное вещество, и поэтому им стараются заправлять на самом последнем этапе.
Затем уже на присоединенную космическую головную часть накатывают две створки головного обтекателя, обеспечивающие защиту во время прохождения ракеты сквозь плотные слои атмосферы. Очень часто электронная часть космического аппарата требует определенного температурного режима. Поэтому полезную нагрузку подключают к системе термостатирования, которая поддерживает нужную температуру в течение всего времени нахождения в МИК.
Перевозка и подготовка Полностью собранную ракету грузят на специальную железнодорожную платформу и везут к стартовому комплексу. Чтобы сохранять нужный температурный режим в составе, перевозящем ракету, космическую головную часть подключают к специальному вагону-кондиционеру. Конструкцию везут максимально медленно – практически со скоростью идущего человека. Это позволяет уменьшить возможные вибрации.
Уже на стартовой площадке ракету специальным устройством приводят в вертикальное положение и начинают работать с ней при помощи башни обслуживания (как на космодроме Восточный) или двух ферм. Смыкаясь вокруг ракеты, они образуют «леса», пользуясь которыми специалисты выполняют последние проверки и переходят к заправке.
Стоит отметить, что современные монтажно-испытательные корпуса гораздо сложнее, чем их предшественники из прошлого века. Например, МИК космодрома Восточный представляет собой не одно здание, а целую систему корпусов, где, не выезжая на улицу, проводят самые разные операции – подготавливают и заправляют космические аппараты, собирают ракеты. На всей территории монтажно-испытательного корпуса поддерживается стерильная чистота, а для перемещения отдельных блоков между корпусами существует специальный «горизонтальный лифт» – трансбордерная галерея, где блоки перевозят быстро и без малейших вибраций.
Времена меняются, но МИК незаменим – как в начале эры космонавтики, так и сейчас. Монтажно-испытательный корпус остается сердцем любого космодрома – местом, где рождаются ракеты.
Поделиться в Pinterest
Поделиться на Facebook