Главные новости за 28 мая
Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера представила беспилотный автомобиль 5 уровня.
Если 1 уровень — это автомобиль-помощник для человека-водителя (например, круиз-контроль), то 5 уровень — это автомобиль без руля. Полностью автономная машина, в которой человек — это только пассажир. Машина получила название ФЛИП. Работает она на электричестве, в ней можно быстро сменить аккумуляторы, но может и на водородном топливе. У нее есть все современные средства ориентирование на дороге: лидары (лазерные сканеры картинки), радары и камеры. ФЛИП кроме того оборудован (это на будущее) системами V2V (интерфейс машина — машина, когда движущиеся по дороге автомобили, общаются друг с другом и говорят: «Сейчас я буду выезжать из-за угла на перекрестке, давай договоримся, кто первый проедет») и V2X (интерфейс машина — «умная» дорога, которая рассказывает какие на ней стоят знаки и ограничения скорости). Размер кузова у ФЛИПа — стандартный, помещается в нем 6 человек. Покажут его на Петербургском экономическом форуме.
Давид Рафаловский, исполнительный вице-президент Сбербанка, руководитель блока «Технологии» говорит : «Электрическая платформа ФЛИПа позволяет снять все ограничения, продиктованные компоновкой стандартных транспортных средств. В сочетании с гибкой архитектурой self-driving технологии разработки SberAutoTech, это позволит нам предложить решения для самых разных сфер: грузоперевозки, последняя миля, такси» .
Знаменитый робототехник Родни Брукс каждый год публикует прогноз развития роботов. И его прогноз более-менее сбывается. Он предсказывает , что поворотный момент в развитии беспилотного транспорта случится в интервале 2027-2031: «Крупный город запрещает парковку и проезд автомобилям с водителем в выделенной части города, чтобы авто без водителя получили преимущество». Вот и посмотрим, как себя покажет ФЛИП в такой выделенной части города. Ждать осталось не так и долго.
И о технологиях «последней мили», о которых говорит Рафаловский. Согласно отчету Allied Market Research, годовой рост в секторе доставки последней мили в течение следующих 10 лет превысит 14%, при этом сегмент автономной доставки, по прогнозам, будет расти еще быстрее — более чем на 24%, с $11,9 млрд в 2023 году до $84 млрд во всем мире к 2031 году. Это очень мощный рост. Аналитики так определяют, что такое «автономная доставка»: «работа автономных транспортных средств, которые доставляют продукт или услугу прямо к порогу клиента без какого-либо вмешательства человека во весь процесс».
И пандемия этот процесс сильно разогнала (и дальше будет). Все стали покупать онлайн. И все озаботились обязательной дезинфекцией. Ровер всегда можно обработать. А вот человека — не всегда. Он как-то не очень хорошо переносит сильный ультрафиолет. Значит пусть продукты возит ровер.
Израильские СМИ недавно дали такие заголовки: «Тель-Авив готовится к вторжению российских роботов». Ну в целом это вторжение уже началось. Роверы-доставщики Яндекса (небольшие чемоданы на шести колесах, но с лидаром и сонаром) уже покатились по улицам города, уже доставляют продукты и посылки. Таких роверов пока немного, но они быстро «размножаются».