Выбор места для космодрома – дело очень непростое в первую очередь из-за того, сколько факторов приходится учитывать. Даже сегодня создание такого объекта – сложнейшая инженерная задача, над которой работают не один год. А в начале пятидесятых, когда проект первого космодрома Советского Союза только проходил согласование, ситуация была еще более сложной: никакой информации о возможных проблемах при постройке еще не существовало. Во многом приходилось опираться на теоретические выкладки.
Космическая логистика Для запуска космических аппаратов на большинство орбит желательно, чтобы космодром находился как можно ближе к экватору. Тогда при старте ракеты будет использоваться скорость вращения Земли. Именно поэтому почти все космодромы в северном полушарии строят в самой южной части страны. Есть лишь одно исключение – военный космодром Плесецк в Архангельской области. Его географическое положение оптимально для запуска военных ракет на полярные и специальные орбиты типа «Тундра», а также для старта баллистических ракет, цель которых – полигон Куру на Камчатке.
Первый космодром Советского Союза предлагали строить и на западном побережье Каспийского моря, и в Марийской АССР, и в Астраханской области. Однако наиболее удобным вариантом оказался Казахстан. Ведь очень важно выделить площадки для падения ступеней взлетающей ракеты. Ракеты запускают по ходу вращения Земли – на восток, а значит, к востоку от выбранного под космодром места должно быть много свободного пространства, где никто не живет. Конечно, идеальный вариант – построить космодром на восточном побережье страны, чтобы отработавшие ступени падали в океан, как это позже было сделано в США. В СССР такой вариант было невозможно реализовать: до Владивостока или Камчатки слишком далеко ехать – это усложнило бы всю логистику. Поэтому первые ступени ракет-носителей «Союз» падают в казахских степях, а место падения второй ступени находится на Алтае. После падения ступеней туда выдвигается специальная команда и забирает отработавшие конструкции. Степи возле Байконура используются и для посадки спускаемых аппаратов пилотируемых кораблей «Союз». В степи поисковым командам гораздо проще найти капсулу с космонавтами и добраться до места посадки.
Степи Казахстана подходили для космодрома еще по нескольким причинам – большое количество солнечных дней, полная безлюдность, возможность использовать огромные площади для строительства. Байконур очень широко раскинулся: до некоторых наземных пунктов подачи радиокоманд несколько сотен километров. Да и между основными объектами расстояние в десятки километров. Причина проста: изначально Байконур создавался как военный космодром, а значит, приходилось учитывать вероятность поражения инфраструктуры противником. Чтобы даже ядерный удар не уничтожил космодром одним зарядом, все важные строения разнесли подальше друг от друга. Хорошо в выбранном месте было и с логистикой. Рядом проходила железнодорожная ветка Москва – Ташкент, которую использовали для снабжения будущего космодрома. Имелся и речной путь: по судоходной реке Сырдарья можно было доставлять тяжелые и негабаритные грузы. В первое время, когда еще не были построены жилые помещения, инженерам и конструкторам, приезжавшим на испытания, приходилось жить прямо в поезде, который доставлял их на космодром.
Совершенно секретно Байконур строили в режиме максимальной секретности. Отсюда и пошла неразбериха с именем. Место, где было начато строительство, вначале называли по железнодорожной станции Тюра-Там. В 1957 году станцию переименовали в Тюратам, а затем в 2017-м уже по распоряжению руководства Казахстана в Торетам.
Затем космодром стали именовать Байконуром по названию древнего казахского поселения Байконур, хотя на самом деле оно находится в нескольких сотнях километров от места строительства. Это же название, что в переводе с казахского означает «Богатая долина», использовали и для обозначения места в прессе. Почему? Вполне возможно, хотели сбить с толку американскую разведку, однако впоследствии название прижилось.
Ленинск, город для персонала, обслуживающего космодром, построили рядом с полигоном, имевшим условное обозначение «Тайга». Изначально это был поселок Ленинский, затем в шестидесятых годах он носил неофициальное имя Звездоград. В 1966 году даже были изготовлены две стелы с надписью «Звездоград» и установлены на въездах в город со стороны аэродрома и со стороны железнодорожного вокзала. Однако в 1969 году город все-таки получил официальное название Ленинск. В настоящее время в городе проживает более 70 тысяч человек, большая часть которых работает на обеспечении космодрома и сопутствующей инфраструктуры. В 1995 году город переименовали в Байконур, и таким образом круг замкнулся. Космодром Байконур функционирует рядом с городом Байконур.
Тогда и сейчас Байконур до сих пор является одним из самых значимых космодромов на планете по пилотируемым запускам. Долгое время Байконур сохранял лидерство по числу пусков. Именно этот космодром был единственной ниточкой, поддерживающей сменяемость экипажей на Международной космической станции с 2011 по 2023 год. С Байконура улетали в космос все семь космических туристов.
Сегодня на Байконуре действуют две площадки для старта ракет-носителей «Союз» и две площадки для старта тяжелой ракеты «Протон». Всего же за время эксплуатации было построено 15 стартовых комплексов и возведено 11 монтажно-испытательных корпусов. В июле 2023 года российская и казахстанская стороны на состоявшейся в городе Байконуре церемонии утвердили создание космического ракетного комплекса «Байтерек». Этот проект предусматривает строительство на базе космодрома наземной космической инфраструктуры для пусков ракеты-носителя «Союз-5» с беспилотными космическими аппаратами.
Даже после постепенного переноса стартов новых типов ракет-носителей на «Восточный» «Байконур» еще много лет не потеряет своей значимости, а после должен остаться памятником советской и мировой космонавтики – местом, откуда был запущен первый в истории человечества космический аппарат ПС-1 «Спутник» и откуда стартовал космонавт номер один – Юрий Алексеевич Гагарин.
Вот что значит правильно выбрать место.
Поделиться в Pinterest
Поделиться на Facebook