В 2019 году вице-премьер Татьяна Голикова (заведующая социальным блоком) признала, что оптимизация здравоохранения, которая стартовала в далёких двухтысячных годах, «была проведена неудачно». Её словам вторят Вероника Скворцова (министр здравоохранения) и Антон Силуанов (министр финансов). Как подсчитали в 2017 году эксперты Центра экономических и политических реформ (на основании данных Росстата) — в период с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза — с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. А количество поликлиник за тот же период сократилось на 12,7% — до 18,6 тыс. учреждений. Наивно полагать, что под оптимизацию попали исключительно лечебные учреждения. Она напрямую коснулась и медицинского образования.
Когда трава была зеленее…
… вода мокрее, а солнце святило ярче — в нашей стране успешно функционировала следующая система подготовки молодых врачебных кадров, частично доставшаяся нам от почившего Советского Союза.
- Всё начиналось общей трудовой дисциплины — поездки на уборку картофеля в колхоз или покраски стен в Alma Mater.
- Затем будущий эскулап должен был отучиться 6 лет в медицинском ВУЗе (с санитарской практикой после 2 курса, медсестринской — после 3-его, фельдшера скорой помощи после 4 и помощника врача стационара — чаще хирурга — после 5 курса).
- По итогам этих 6 лет он получал диплом о высшем образовании. Этот документ НЕ давал права работать в лечебных учреждениях. С ним можно было либо преподавать, либо вести научную деятельность. Хотя за неоказание помощи на улице можно было запросто получить уголовку (оставление лица в опасности медицинским работником).
- Наконец после ВУЗа — необходимо было пройти интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года), где медики получали узкую специализацию (например: невролог, кардиохирург, ЛОР-врач, терапевт, уролог и т.п.), а также сертификат на право осуществления врачебной деятельности, который было необходимо подтверждать каждые 5 лет.
Особым почётом пользовались те, кто прошёл одновременно и интернатуру, и ординатуру (то есть имеющих 3 года послевузовского образования). Или имеющих интернатуру/ординатуру, да ещё и закончивших аспирантуру и имеющих благодаря этому статус кандидата медицинских наук (к.м.н).
Некоторым посчастливилось ещё больше. Они (как и ваш покорный слуга) получили среднее специализированное образование — 3 последних школьных года в медицинском классе (9-11 класс) или 2 года в медицинском лицее вместо 10 и 11 класса (как было с некоторыми моими однокурсниками).
Реформа медицинского образования
Как говорил один незабвенный классик: «Трагедия современной литературы в том, что раньше писали писатели, а читали — читатели. А теперь пишут читатели, а читают — писатели» (вольная моя интерпретация, вы уж простите меня за это великодушно). Эта фраза как нельзя кстати в определённом смысле подходит к текущей ситуации с медицинским образованием.
Откуда ноги растут? В начале десятых годов (по ходу рьяно запущенной оптимизации здравоохранения, семимильными шагами слоняющейся по нашей стране) стало совершенно очевидно, что отечественное здравоохранение испытывает чудовищный кадровый голод. Поэтому в 2016 году в РФ было введено такое понятие, как «первичная аккредитация по специальности Лечебное дело» («специалитет»).
По сути — это допуск выпускников к работе с пациентами в первичном звене (поликлиника, скорая помощь или приёмное отделение стационара) СРАЗУ после 6 курса БЕЗ прохождения интернатуры или ординатуры (позднее, кстати, интернатура была и вовсе упразднена и на сегодняшний день осталась только ординатура).
Сделано так было потому, что именно в первичном поликлиническом звене катастрофически не хватало кадров (в первую очередь — участковых терапевтов). И по логике законодателя вчерашние студенты эту брешь могли бы полностью заполнить, а государство — успокоиться.
Процедура аккредитации — будто труднорождаемый ребёнок — ежегодно неоднократно пересматривалась (впрочем, исправляется и дополняется она по сию пору). И окончательно была внедрена по всей стране в этом — 2023 году (хотели было ввести её с 2023, но пандемия спутала все планы).
Сегодня она проходит в 3 этапа:
- Тестирование (в этом году — удалённо) — 60 вопросов (из чуть более 4000) за 60 минут. Это что-то типа ЕГЭ у школьников. Нужно набрать минимум 70 баллов из 100. Выпускное тестирование на госэкзамене после 6 курса автоматически засчитывается за 1 этап аккредитации. Кстати, с 2019 по 2023 год примерно треть вопросов была изменена, потому что в ответах обнаруживались совершенно чудовищные ошибки.
- Зачёт по практическим навыкам (диспансеризация, сердечно-лёгочная реанимация, постановка капельниц, физикальное обследование пациентов и т.п.). Об этом — подробнее чуть ниже.
- Решение ситуационных задач (ответ на 12 вопросов за 60 минут из двух задач). Всего задач несколько десятков и они заранее известны. Такое себе, хочу доложить. В мою бытность — тебе на экзамене могла попасться абсолютно любая РЕАЛЬНАЯ электрокардиограмма, рентгенограмма или анализ крови РЕАЛЬНОГО пациента, который ты обязан был расшифровать.
О том, как именно проходит второй этап (практические навыки) — даже рассказывать как-то неуютно. Но я попробую.
- Во-первых, почти все действия происходят на манекенах. Полагаю, вам не надо объяснять разницу между резиновой куклой (пускай даже программируемой и максимально приближенной к реальности) и живым человеком. Так уж и быть, можно закрыть глаза на демонстрацию сердечно-лёгочной реанимации (ведь при реальной СЛР перелом рёбер — показатель хорошей реанимации). Но измерение давления, внутривенная инъекция или выслушивание тонов сердца — это уже, простите, сюр какой-то. Особенно, учитывая, что экзамен проходит на американских манекенах, а у них трёхстворчатый клапан выслушивается вообще в другом месте!!!!
- Во-вторых, оценка навыков аккредитуемого производится исключительно по, так называемому, чек-листу (зачётному листу). И там часть действий — условны (например, «будем считать, что руки обработаны хирургическим способом»). Фейс-палм просто.
На самом деле от таких условностей — мурашки по коже. Согласно требованиям чек-листа гораздо важнее соблюсти последовательность действий, правильно утилизировать салфетку в отходы «класса А» или «класса Б» или обязательно получить информированное согласие пациента — чем непосредственно произвести ту или иную медицинскую манипуляцию.
Многие медсёстры, кстати, (а им аккредитация теперь также положена) с многолетним стажем и фантастическим опытом, проходя такое вот тестирование — «пролетели мимо», потому что забыли что-то произнести вслух. И были отстранены от работы. Бред, да и только.
Ещё пример. При демонстрации внутривенной инъекции аккредитуемому вчерашнему студенту достаточно проговорить вслух: «произвожу инъекцию, оттягиваю поршень шприца, вижу кровь в шприце — значит попал в вену» и так далее. А вот саму инъекцию производить не нужно — действие попросту имитируется.
Так что, не удивляйтесь, если в следующий раз при внутримышечных инъекциях вам в больнице шишек понаделают на пятой точке опоры. Возможно, медицинский специалист до вас эту манипуляцию делал только на манекенах, имитируя укол.
Дистанционный кризис 2019-2023
Последние два курса (5 и 6 год обучения) в медицинском университете — ключевые в образовательном процессе с точки зрения взаимодействия будущего врача непосредственно с пациентом. Студенты проходят занятия на клинических базах (непосредственно в отделениях), опрашивают и осматривают реальных пациентов, ставят под контролем опытных врачей диагноз и обосновывают его.
В 2019 году случилась глобальная самоизоляция и автоматический перевод студентов всех медицинских ВУЗов нашей необъятной Родины на дистанционное обучение. То же самое продолжилось и в 2023: из-за риска заражения всем известной заразой — студентам было запрещено взаимодействовать с пациентами.
Они их в глаза не видели на 5-6 курсе. Тем не менее, почти все они прошли аккредитацию в 2023 году и даже поступив в ординатуру, параллельно работают в поликлиниках.
Только представьте! По всей стране огромное количество вчерашних студентов (в глаза пациентов не видевших) в 2023 году, отучившись всего 6 лет, теперь работают в первичном медицинском звене: участковыми терапевтами в поликлинике, врачами скорой помощи и врачами приёмного отделения в стационарах. На самом деле — это (без преувеличения) катастрофа!
Справедливости ради надо заметить, что часть студентов в период обучения всё-таки подрабатывали в системе здравоохранения. Но это однозначно было не на врачебной, а на медсестринской должности.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно…
Вишенка на торте. В этом году я был свидетелем того, как молодой человек, окончивший медицинский университет, поступил в ординатуру (на бюджет!) по терапевтической специальности «нефрология». Пришёл 1 сентября на занятие и… на следующий день отчислился. Оказывается, он хотел учиться в «урологии».
В глазах всех — от сокурсников-ординаторов до преподавателей — застыл немой вопрос: «Ты же 6 лет проучился в медвузе и не научился отличать нефрологию от урологии, терапию от хирургии???».
А может, это потому, что в РФ до сих пор (!!!) не утверждён профессиональный стандарт для врача-терапевта?
Слава Богу, что по сию пору в рядах профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов всё еще много врачей-практиков из «старой гвардии». Но их, увы, с каждым годом всё меньше и меньше.
Тем временем, оптимизация здравоохранения и медицинского образования в РФ продолжается…
ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЛЮБОПЫТНО ИЛИ ДЛЯ ТЕХ, КТО МНЕ НЕ ВЕРИТ:
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
- Методический центр аккредитации специалистов
- Нормативно-правовая база (законы и подзаконные акты РФ)
- Перечень специальностей, подлежащих первичной аккредитации (специалитету)
- Перечень практических навыков (те самые чек-листы)
- Проект (проект, вашу маму!!! В 2023-то году) Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Врач-лечебник (врач – терапевт-участковый)» (подготовлен Минтрудом России 25.12.2019)
________________________
Статья была полезна или интересна? Не поленитесь и поставьте, пожалуйста, лайк. Я же для вас не поленился её написать А ещё — обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропускать новые материалы. Ну, а список всех ранее опубликованных статей, разбитых по медицинским направлениям, вы можете найти вот здесь