О деградации медицинского образования в нашей стране - Женские хитрости

О деградации медицинского образования в нашей стране

В 2019 году вице-премьер Татьяна Голикова (заведующая социальным блоком) признала, что оптимизация здравоохранения, которая стартовала в далёких двухтысячных годах, «была проведена неудачно». Её словам вторят Вероника Скворцова (министр здравоохранения) и Антон Силуанов (министр финансов). Как подсчитали в 2017 году эксперты Центра экономических и политических реформ (на основании данных Росстата) — в период с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза — с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. А количество поликлиник за тот же период сократилось на 12,7% — до 18,6 тыс. учреждений. Наивно полагать, что под оптимизацию попали исключительно лечебные учреждения. Она напрямую коснулась и медицинского образования.

Когда трава была зеленее…

… вода мокрее, а солнце святило ярче — в нашей стране успешно функционировала следующая система подготовки молодых врачебных кадров, частично доставшаяся нам от почившего Советского Союза.

Фото из архива автора (найдёте на фото юного Доктора Вову?)
Фото из архива автора (найдёте на фото юного Доктора Вову?)
Фото из архива автора (найдёте на фото юного Доктора Вову?)
  • Всё начиналось общей трудовой дисциплины — поездки на уборку картофеля в колхоз или покраски стен в Alma Mater.
  • Затем будущий эскулап должен был отучиться 6 лет в медицинском ВУЗе (с санитарской практикой после 2 курса, медсестринской — после 3-его, фельдшера скорой помощи после 4 и помощника врача стационара — чаще хирурга — после 5 курса).
  • По итогам этих 6 лет он получал диплом о высшем образовании. Этот документ НЕ давал права работать в лечебных учреждениях. С ним можно было либо преподавать, либо вести научную деятельность. Хотя за неоказание помощи на улице можно было запросто получить уголовку (оставление лица в опасности медицинским работником).
  • Наконец после ВУЗа — необходимо было пройти интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года), где медики получали узкую специализацию (например: невролог, кардиохирург, ЛОР-врач, терапевт, уролог и т.п.), а также сертификат на право осуществления врачебной деятельности, который было необходимо подтверждать каждые 5 лет.

Особым почётом пользовались те, кто прошёл одновременно и интернатуру, и ординатуру (то есть имеющих 3 года послевузовского образования). Или имеющих интернатуру/ординатуру, да ещё и закончивших аспирантуру и имеющих благодаря этому статус кандидата медицинских наук (к.м.н).

Некоторым посчастливилось ещё больше. Они (как и ваш покорный слуга) получили среднее специализированное образование — 3 последних школьных года в медицинском классе (9-11 класс) или 2 года в медицинском лицее вместо 10 и 11 класса (как было с некоторыми моими однокурсниками).

Реформа медицинского образования

Как говорил один незабвенный классик: «Трагедия современной литературы в том, что раньше писали писатели, а читали — читатели. А теперь пишут читатели, а читают — писатели» (вольная моя интерпретация, вы уж простите меня за это великодушно). Эта фраза как нельзя кстати в определённом смысле подходит к текущей ситуации с медицинским образованием.

Фото, как нельзя лучше описывающее текущую ситуацию, взято с фотостоков
Фото, как нельзя лучше описывающее текущую ситуацию, взято с фотостоков
Фото, как нельзя лучше описывающее текущую ситуацию, взято с фотостоков

Откуда ноги растут? В начале десятых годов (по ходу рьяно запущенной оптимизации здравоохранения, семимильными шагами слоняющейся по нашей стране) стало совершенно очевидно, что отечественное здравоохранение испытывает чудовищный кадровый голод. Поэтому в 2016 году в РФ было введено такое понятие, как «первичная аккредитация по специальности Лечебное дело» («специалитет»).

По сути — это допуск выпускников к работе с пациентами в первичном звене (поликлиника, скорая помощь или приёмное отделение стационара) СРАЗУ после 6 курса БЕЗ прохождения интернатуры или ординатуры (позднее, кстати, интернатура была и вовсе упразднена и на сегодняшний день осталась только ординатура).

Сделано так было потому, что именно в первичном поликлиническом звене катастрофически не хватало кадров (в первую очередь — участковых терапевтов). И по логике законодателя вчерашние студенты эту брешь могли бы полностью заполнить, а государство — успокоиться.

Процедура аккредитации — будто труднорождаемый ребёнок — ежегодно неоднократно пересматривалась (впрочем, исправляется и дополняется она по сию пору). И окончательно была внедрена по всей стране в этом — 2023 году (хотели было ввести её с 2023, но пандемия спутала все планы).

Сегодня она проходит в 3 этапа:

  • Тестирование (в этом году — удалённо) — 60 вопросов (из чуть более 4000) за 60 минут. Это что-то типа ЕГЭ у школьников. Нужно набрать минимум 70 баллов из 100. Выпускное тестирование на госэкзамене после 6 курса автоматически засчитывается за 1 этап аккредитации. Кстати, с 2019 по 2023 год примерно треть вопросов была изменена, потому что в ответах обнаруживались совершенно чудовищные ошибки.
  • Зачёт по практическим навыкам (диспансеризация, сердечно-лёгочная реанимация, постановка капельниц, физикальное обследование пациентов и т.п.). Об этом — подробнее чуть ниже.
  • Решение ситуационных задач (ответ на 12 вопросов за 60 минут из двух задач). Всего задач несколько десятков и они заранее известны. Такое себе, хочу доложить. В мою бытность — тебе на экзамене могла попасться абсолютно любая РЕАЛЬНАЯ электрокардиограмма, рентгенограмма или анализ крови РЕАЛЬНОГО пациента, который ты обязан был расшифровать.
Первичная специализированная аккредитация в РостГМУ
Первичная специализированная аккредитация в РостГМУ
Первичная специализированная аккредитация в РостГМУ

О том, как именно проходит второй этап (практические навыки) — даже рассказывать как-то неуютно. Но я попробую.

  • Во-первых, почти все действия происходят на манекенах. Полагаю, вам не надо объяснять разницу между резиновой куклой (пускай даже программируемой и максимально приближенной к реальности) и живым человеком. Так уж и быть, можно закрыть глаза на демонстрацию сердечно-лёгочной реанимации (ведь при реальной СЛР перелом рёбер — показатель хорошей реанимации). Но измерение давления, внутривенная инъекция или выслушивание тонов сердца — это уже, простите, сюр какой-то. Особенно, учитывая, что экзамен проходит на американских манекенах, а у них трёхстворчатый клапан выслушивается вообще в другом месте!!!!
  • Во-вторых, оценка навыков аккредитуемого производится исключительно по, так называемому, чек-листу (зачётному листу). И там часть действий — условны (например, «будем считать, что руки обработаны хирургическим способом»). Фейс-палм просто.

На самом деле от таких условностей — мурашки по коже. Согласно требованиям чек-листа гораздо важнее соблюсти последовательность действий, правильно утилизировать салфетку в отходы «класса А» или «класса Б» или обязательно получить информированное согласие пациента — чем непосредственно произвести ту или иную медицинскую манипуляцию.

Многие медсёстры, кстати, (а им аккредитация теперь также положена) с многолетним стажем и фантастическим опытом, проходя такое вот тестирование — «пролетели мимо», потому что забыли что-то произнести вслух. И были отстранены от работы. Бред, да и только.

Ещё пример. При демонстрации внутривенной инъекции аккредитуемому вчерашнему студенту достаточно проговорить вслух: «произвожу инъекцию, оттягиваю поршень шприца, вижу кровь в шприце — значит попал в вену» и так далее. А вот саму инъекцию производить не нужно — действие попросту имитируется.

Так что, не удивляйтесь, если в следующий раз при внутримышечных инъекциях вам в больнице шишек понаделают на пятой точке опоры. Возможно, медицинский специалист до вас эту манипуляцию делал только на манекенах, имитируя укол.

Дистанционный кризис 2019-2023

Последние два курса (5 и 6 год обучения) в медицинском университете — ключевые в образовательном процессе с точки зрения взаимодействия будущего врача непосредственно с пациентом. Студенты проходят занятия на клинических базах (непосредственно в отделениях), опрашивают и осматривают реальных пациентов, ставят под контролем опытных врачей диагноз и обосновывают его.

Изображение позаимствовано с портала Ura.ru
Изображение позаимствовано с портала Ura.ru
Изображение позаимствовано с портала Ura.ru

В 2019 году случилась глобальная самоизоляция и автоматический перевод студентов всех медицинских ВУЗов нашей необъятной Родины на дистанционное обучение. То же самое продолжилось и в 2023: из-за риска заражения всем известной заразой — студентам было запрещено взаимодействовать с пациентами.

Они их в глаза не видели на 5-6 курсе. Тем не менее, почти все они прошли аккредитацию в 2023 году и даже поступив в ординатуру, параллельно работают в поликлиниках.

Только представьте! По всей стране огромное количество вчерашних студентов (в глаза пациентов не видевших) в 2023 году, отучившись всего 6 лет, теперь работают в первичном медицинском звене: участковыми терапевтами в поликлинике, врачами скорой помощи и врачами приёмного отделения в стационарах. На самом деле — это (без преувеличения) катастрофа!

Справедливости ради надо заметить, что часть студентов в период обучения всё-таки подрабатывали в системе здравоохранения. Но это однозначно было не на врачебной, а на медсестринской должности.

Это было бы смешно, если бы не было так грустно…

Вишенка на торте. В этом году я был свидетелем того, как молодой человек, окончивший медицинский университет, поступил в ординатуру (на бюджет!) по терапевтической специальности «нефрология». Пришёл 1 сентября на занятие и… на следующий день отчислился. Оказывается, он хотел учиться в «урологии».

О деградации медицинского образования в нашей стране

В глазах всех — от сокурсников-ординаторов до преподавателей — застыл немой вопрос: «Ты же 6 лет проучился в медвузе и не научился отличать нефрологию от урологии, терапию от хирургии???».

А может, это потому, что в РФ до сих пор (!!!) не утверждён профессиональный стандарт для врача-терапевта?

Слава Богу, что по сию пору в рядах профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов всё еще много врачей-практиков из «старой гвардии». Но их, увы, с каждым годом всё меньше и меньше.

Тем временем, оптимизация здравоохранения и медицинского образования в РФ продолжается…

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЛЮБОПЫТНО ИЛИ ДЛЯ ТЕХ, КТО МНЕ НЕ ВЕРИТ:

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
  • Методический центр аккредитации специалистов
  • Нормативно-правовая база (законы и подзаконные акты РФ)
  • Перечень специальностей, подлежащих первичной аккредитации (специалитету)
  • Перечень практических навыков (те самые чек-листы)
  • Проект (проект, вашу маму!!! В 2023-то году) Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Врач-лечебник (врач – терапевт-участковый)» (подготовлен Минтрудом России 25.12.2019)

________________________

Статья была полезна или интересна? Не поленитесь и поставьте, пожалуйста, лайк. Я же для вас не поленился её написать ;) А ещё — обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропускать новые материалы. Ну, а список всех ранее опубликованных статей, разбитых по медицинским направлениям, вы можете найти вот здесь


Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

О деградации медицинского образования в нашей стране