В Пещере Eдинорога нашли искусство неандертальцев
Долго считалось, что неандертальцы были не способны создавать произведения искусства, но небольшая находка заставила в этом усомниться.
Летом 2019 года археозоолог из Тюбингенского университета (Германия) Габриэле Руссо обнаружил в пещере суставную кость, размером с шахматную фигуру. Кость принадлежала копытному животному. Ученый обратил внимание, что глубокие царапины на кости не похожи на следы от разделывания мяса. Они напоминали аккуратный знак — шеврон.
С 2014 года в этой пещере, расположенной между Франкфуртом и Берлином, регулярно находят инструменты и артефакты, доказывающие, что ее населяли неандертальцы (Homo neanderthalensis), а позже и представители Homo sapiens. Габриэле Руссо и его коллеги предположили, что кость была декоративным элементом, вырезанным человеком ледникового периода, а не неандертальцем. Однако недавно были получены результаты исследования загадочной находки, которыми поделилась группа ученых. Радиоуглеродное датирование показывает, что резному изображению не менее 51 тысячи лет, то есть оно было создано до прибытия в пещеру современных людей.
Открытие показало, что декор мог быть создан неандертальцами, а значит, ученые обязаны пересмотреть свое предположение, что эти представители этого рода людей не были способны творить и абстрактно мыслить. Неизвестно, мог ли неандерталец восхищаться узорами на кости. Но так или иначе «когда человек приобщается к сложному дизайну и символам, он находится на границе того, что мы называем искусством», — говорит Томас Тербергер, археолог Геттингенского университета, руководивший раскопками в Пещере Единорога.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Все-таки сделать окончательный вывод относительно творческих порывов неандертальцев сложно, слишком мало подобных артефактов было найдено. В 2018 в трех пещерах, разбросанных по разным уголкам Испании, были найдены старейшие в мире наскальные рисунки, которым около 65 тысяч лет, а также перфорированные бусинки из морских ракушек и пигменты, которым не менее 115 тысяч лет. Чтобы датировать эти произведения археологи сделали оценки на основе химического анализа стен пещер и возрасте костей, найденных в пещерах.
Исследователи попытались воспроизвести процесс нанесения шеврона на кость, чтобы установить, не был ли узор случайным. Кость принадлежала гигантскому оленю Megaloceros giganteus, который вымер более 7 тысяч лет назад. Для эксперимента были взяты свежие коровьи кости и точные копии кремневых лезвий. Рафаэль Герман, автор этого опыта, пришел к выводу, что на один разрез человеку понадобилось бы не менее 10 минут и как минимум одно кремневое лезвие. А значит, эта работа требовала немало усилий и была целенаправленной.
Есть версия, что неандертальцы подражали прибывшим в Европу из Восточной Африки современным людям: 40 тысяч лет назад материк населяли три рода людей, но потом остался только один — Homo sapiens. Томас Тербергер признает, что подобные предметы для Homo sapiens уже были нормальным явлением и частью материальной культуры. Однако, как мы уже говорили, узор на кости появился раньше, еще до прихода Homo sapiens. «Неандертальцы такие изделия производили время от времени. По всему миру существуют тысячи неандертальских памятников, и только 10 говорят о художественном самовыражении», — подчеркнул Томас Тербергер.
По материалам National Geographic